Вернуться к списку журналов

Субсидии на иные цели: расходование и возврат неиспользованных остатков прошлого года

Автор: Плошкина Л., эксперт журнала

По состоянию на начало текущего года на лицевом счете образовательного учреждения может сформироваться неиспользованный остаток целевой субсидии. В статье ответим на вопросы о том, в каких случаях учреждение вправе расходовать указанный остаток средств, а в каких – должно его вернуть в бюджет. Приведем пример отражения в бухгалтерском учете образовательного учреждения операций по возврату неиспользованного остатка целевой субсидии, а также назовем цели, на которые могут быть получены бюджетные средства.

На осуществление каких расходов и при каких условиях учреждение высшего образования вправе претендовать на выделение ему целевой субсидии из средств федерального бюджета?

 

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям образования могут предоставляться субсидии на иные цели.

Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, регламентирующим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным учреждениям субсидий на иные цели, установлены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203[1] (далее – Требования № 203).

Пункт 2 Требований № 203 гласит, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые содержат:

– общие положения о предоставлении субсидий на иные цели;

– условия и порядок предоставления субсидий на иные цели;

– требования к отчетности;

– правила осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий на иные цели и ответственность за их несоблюдение.

Порядок предоставления субсидий на иные цели федеральным бюджетным учреждениям образования, подведомственным Минобрнауки, определен Приказом Минобрнауки России от 28.12.2020 № 1600[2] (далее – Порядок № 1600).

В пункте 2 Порядка № 1600 поименованы выплаты, на которые федеральным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки, могут быть предоставлены средства федерального бюджета в области развития и поддержания кадрового потенциала.

 

Вид выплаты

Пункт Порядка № 1600

Для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, а также военнослужащих и членов их семей

2.1

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и перевозки имущества при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в связи с заключением трудового договора и при переезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора

2.2

Для учреждений всех регионов РФ

Ежемесячная компенсация на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (отопления и освещения) работникам, в том числе проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате учреждения по основному месту работы

2.3

Стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также выплаты воспитанникам воинских частей

2.4

Стипендии Президента РФ и Правительства РФ, выплачиваемые студентам и аспирантам

2.5

Ежемесячные денежные выплаты академикам и членам-корреспондентам Российской академии наук и государственных академий наук в соответствии с их численностью и размерами выплат, установленными Правительством РФ

2.6

Выплаты, осуществляемые в иных целях физическим лицам, предусмотренные законодательством РФ, решениями Правительства РФ

2.7

Выплаты в целях реализации мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров и повышению квалификации кадров, в том числе стажировке

2.44

Выплаты в целях подготовки и проведения:

 

олимпиад (в том числе международных олимпиад)

2.47

мероприятий, посвященных государственным праздникам, юбилейным памятным датам (в том числе проводимых по решению Президента РФ, Правительства РФ)

2.50

мероприятий с участием РФ в международных организациях, форумах и встречах (в том числе проводимых по решению Президента РФ, Правительства РФ)

2.51

конференций, семинаров, выставок, переговоров, встреч, совещаний, съездов, конгрессов

2.55

Выплаты в целях реализации федеральных проектов

2.57

Выплаты в целях реализации мероприятий по повышению квалификации кадров, способствующих формированию у них компетенции по финансовой грамотности, в целях разработки, актуализации и распространения материалов по актуальным вопросам финансовой грамотности, проведения просветительских мероприятий (включая олимпиаду, конкурсы, чемпионаты и иные мероприятия) в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039‑р (Собрание законодательства РФ № 40, 2017, ст. 5894)

2.62

 

Пунктом 2.64 Порядка № 1600 предусмотрено также выделение образовательным учреждениям средств федерального бюджета в целях реализации мероприятий, направленных на просветительскую деятельность и развитие образования в рамках дополнительных общеразвивающих программ (включая создание условий для охраны здоровья детей (проезд, проживание и организация питания детей, занятия ими физической культурой и спортом)).

Кроме того, федеральным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки, могут быть предоставлены средства федерального бюджета в виде целевых субсидий на содержание объектов движимого и недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства).

Цель предоставления субсидии

Пункт Порядка № 1600

Капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, в том числе реставрация, за исключением реконструкции с элементами реставрации

2.8

Ремонт объектов движимого имущества

2.9

Реставрация объектов движимого имущества

2.10

Консервация объектов недвижимого имущества, а также объектов незавершенного строительства и объектов движимого имущества

2.11, 2.12, 2.13

Обследование технического состояния объектов, подлежащих реконструкции или ремонту*, а также объектов незавершенного строительства (в том числе законсервированных)**

2.14, 2.15

Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведение государственной экспертизы указанной документации

2.16

Энергетическое обследование и получение энергетического паспорта объектов

2.17

Реализация мероприятий по ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности, физической защите объектов использования атомной энергии

2.18

Подключение к линиям связи, электро- и теплоснабжения, сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе для увеличения потребляемой мощности (если расходы на проведение указанных работ не включены в расходы на осуществление капитальных вложений)

2.19

Благоустройство земельных участков, находящихся в пользовании учреждения

2.19

Модернизация объектов нефинансовых активов, отнесенных к движимому имуществу, за исключением нематериальных активов

2.29

Охрана объектов незавершенного строительства и территорий, используемых для их возведения, до принятия решения о консервации указанных объектов незавершенного строительства

2.34

Оформление прав на объекты недвижимого имущества

2.35

Проведение восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, в том числе в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия на территории РФ

2.37

 

* Работы проводятся с целью составления дефектных ведомостей, определения плана ремонтных (реставрационных) работ.

** Работы проводятся с целью принятия решения о продолжении строительства.

 

На основании п. 2.24 Порядка № 1600 федеральным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки, могут быть предоставлены средства федерального бюджета на иные цели содержания имущества, в частности:

Цель предоставления субсидии

Пункт Порядка № 1600

Осуществление расходов на уплату собственником помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

2.24.1

 

В соответствии с положениями Порядка № 1600 федеральным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобр-
науки, могут быть предоставлены средства федерального бюджета на приобретение особо ценного движимого имущества (ОЦДИ).

 

Цель предоставления субсидии

Пункт Порядка № 1600

Приобретение ОЦДИ, за исключением оборудования, транспортных средств, нематериальных активов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы)

2.25

Приобретение ОЦДИ в части оборудования, затраты на приобретение которого не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы), включая расходы, связанные с монтажом оборудования и пусконаладочными работами

2.26

Приобретение объектов ОЦДИ в части транспортных средств*

2.27

Пополнение фондов библиотек (приобретение книгоиздательской и иной продукции для пополнения библиотечных фондов)*

2.28

Приобретение ОЦДИ в части материальных запасов*

 

Приобретение ОЦДИ в части нематериальных активов*, а также модернизация нематериальных активов*

2.31, 2.32

 

* При условии, что затраты на приобретение указанных объектов ОЦДИ не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы).

 

Также федеральным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки, могут быть предоставлены средства федерального бюджета на приобретение отдельных видов основных средств.

 

Цель предоставления субсидии

Пункт Порядка № 1600

Приобретение лабораторной мебели

2.33

Приобретение основных средств стоимостью свыше 3 000 руб.

Приобретение нефинансовых активов, не включенных в расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ)

 

Федеральное образовательное учреждение, подведомственное Минобрнауки, в отношении которого планируется принятие решения о выделении целевой субсидии, должно соответствовать требованиям, содержащимся в п. 8 Порядка № 1600:

а) у учреждения отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

б) у учреждения отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом.

Названные требования должны выполняться на 1‑е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии.

 

На основании п. 2. 41, 2.42 Порядка № 1600 средства федерального бюджета на обеспечение медицинской деятельности федеральных образовательных учреждений, подведомственных Мин-
обрнауки, выделяются на реализацию:

– мероприятий, связанных с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки);

– мероприятий, направленных на выявление и лечение от туберкулеза.

В соответствии с п. 2.43 Порядка № 1600 федеральным образовательным учреждениям выделяются средства федерального бюджета в целях реализации мероприятий в области информационных технологий.

В целях оказания дополнительной государственной поддержки в области охраны здоровья образовательным учреждениям из федерального бюджета могут быть предоставлены субсидии на следующие цели:

 

Цель предоставления субсидии

Пункт Порядка № 1600

Реализация мероприятий по борьбе с эпидемиями

2.58

Реализация ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, эпидемий (пандемий), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2.26

 

По состоянию на 01.01.2023 сформировался остаток целевой субсидии, выделенной бюджетному учреждению образования на приобретение объектов основных средств. Может ли образовательное учреждение, подведомственное Минобрнауки, использовать неизрасходованный остаток целевой субсидии в текущем (2023) финансовом году?

 

По общему правилу, установленному п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83‑ФЗ[3], не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям образования из бюджета бюджетной системы РФ, подлежат возврату в соответствующий бюджет.

 

При наличии потребности в направлении остатков бюджетных средств на достижение тех же целей, на которые они были предоставлены, допускается использование в текущем финансовом году остатков целевых субсидий, предоставленных бюджетным образовательным учреждениям в прошлом году. Решение о возможности использования остатка целевой субсидии в текущем финансовом году принимает
учредитель бюджетного образовательного учреждения (п. 18 ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ).

 

В соответствии с п. 14 Порядка № 1600 Минобрнауки принимает решение об использовании учреждением в текущем финансовом году остатков целевых субсидий, не использованных на 1 января текущего финансового года, при наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются указанные остатки целевых субсидий.

 

Наличие и объем обязательств образовательного учреждения должны быть подтверждены документально (за исключением выплат, осуществляемых за счет целевой субсидии в пользу физических лиц) (абз. 2 п. 14 Порядка № 1600).

 

Остатки целевых субсидий прошлых лет, не израсходованные на начало текущего финансового года, в отношении которых Мин-
обрнауки не принято решение об использовании учреждениями в текущем финансовом году, а также потребность в использовании которых не подтверждена, подлежат перечислению в федеральный бюджет (абз. 1 п. 14 Порядка № 1600).

В соответствии с п. 18 Порядка № 1600 при недостижении результата предоставления целевой субсидии, установленного соглашением, средства целевой субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета. Возврат средств целевой субсидии осуществляется на основании требования учредителя в течение 30 календарных дней со дня получения требования и в объеме, пропорциональном величине недостижения результата.

 

Какими записями в бухгалтерском учете бюджетного образовательного учреждения отражаются операции по возврату в бюджет неиспользованных остатков целевых субсидий, выделенных учреждению в прошлом году?

 

Операции по возврату средств целевых субсидий, предоставленных бюджетному учреждению образования в прошлом отчетном периоде, осуществляются на основании требования учредителя о возврате неиспользованных остатков с применением счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» в корреспонденции с соответствующими счетами учета финансового результата (Письмо Минфина России от 03.11.2021 № 02‑06‑10/89703[4]).

На основании Инструкции № 174н[5] операции по возврату неиспользованного остатка средств целевой субсидии, выделенной бюджетному учреждению образования на приобретение объектов основных средств, отражаются в бухгалтерском учете следующими корреспонденциями счетов:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Обоснование

При недостижении целевых показателей

Начислена задолженность учреждения по возврату в бюджет остатка целевой субсидии, по которой не достигнуты целевые показатели

5 401 4х 152

5 401 4х 162

5 303 05 731

Пункты 131, 158 Инструкции № 174н

Перечислен (возвращен) в бюджет неиспользованный остаток целевой субсидии, по которой не достигнуты целевые показатели

5 303 05 831

5 201 11 610

Забалансовый счет 18

(АГВИ 610, подстатья 610 КОСГУ)

Пункт 133 Инструкции № 174н

При нарушении порядка использования целевой субсидии

Начислена задолженность учреждения по возврату в бюджет целевой субсидии (в размере выявленных по результатам финансового контроля денежных средств к возврату в бюджет)

5 401 10 152

5 401 4х 152

5 401 10 162

5 401 4х 162

5 303 05 731

Пункт 152 Инструкции № 174н

Перечислена (возвращена) в бюджет целевая субсидия (в размере выявленных по результатам финансового контроля денежных средств к возврату в бюджет)

5 303 05 831

5 201 11 610

Забалансовый счет 18

(АГВИ 610, подстатья 610 КОСГУ)

Корреспонденция счетов в Инструкции № 174н отсутствует. Перед использованием ее необходимо согласовать с финансовым органом или учредителем (абз. 2 п. 4 Инструкции № 174н)

 

 

В случае подтверждения учредителем потребности в расходовании неиспользованного остатка целевой субсидии и вынесения соответствующего решения сумма задолженности перед бюджетом по возврату неиспользованного остатка целевой субсидии подлежит корректировке.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Обоснование

Отражено уменьшение задолженности по возврату в бюджет остатков неиспользованной целевой субсидии при принятии учредителем решения о подтверждении потребности в их использовании

5 303 05 831

5 401 4х 152

5 401 4х 162

Пункты 133, 158 Инструкции № 174н

 

В 2022 году на лицевой счет ФГБОУ ВО «Государственный исследовательский университет» поступила целевая субсидия в размере 2 000 000 руб. В соответствии с условиями заключенного соглашения субсидия предоставлена учреждению на приобретение неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев.

В результате конкурсной процедуры закупки, проведенной согласно Закону «О контрактной системе»[6], стоимость приобретения программного обеспечения была снижена и составила 1 800 000 руб.

На основании заключенного с коммерческой организацией лицензионного договора лицензиар в полном объеме предоставил учреждению неисключительные лицензионные права на программное обеспечение.

Учреждение полностью погасило задолженность перед лицензиаром за счет средств целевой субсидии.

В январе 2023 года в связи с полным погашением обязательств по лицензионному договору ФГБОУ ВО «Государственный исследовательский университет» перечислило неиспользованный остаток средств целевой субсидии в доход бюджета.

 

На основании Инструкции № 174н операции по начислению дохода от целевой субсидии и возврату в бюджет неиспользованного остатка целевой субсидии отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения образования следующими корреспонденциями счетов:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

При заключении соглашения о предоставлении субсидии на иные цели

Начислены доходы будущих периодов в виде целевой субсидии на приобретение неисключительных лицензионных прав на основании заключенного соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

2 000 000

Поступила на лицевой счет учреждения целевая субсидия на основании заключенного соглашения

5 201 11 510

Забалансовый счет 17

(подстатья 162 КОСГУ)

5 205 62 661

2 000 000

При поставке программного обеспечения на основании лицензионного договора

Отражено неисключительное право пользования программным обеспечением сроком более 12 месяцев на основании акта о предоставлении программного обеспечения (в сумме платежей по договору за весь срок пользования правами)

5 111 6I 351

5 302 26 734

1 800 000

Оплачено лицензиату поставленное программное обеспечение

5 302 26 834

5 201 11 610

Забалансовый счет 18

(подстатья 226 КОСГУ)

1 800 000

При утверждении отчета о целевом расходовании субсидии

Утвержден отчет о целевом расходовании субсидии:

 

 

 

доходы будущих периодов отнесены на доходы текущего финансового года

5 401 40 162

5 401 10 162

1 800 000

начислена задолженность по возврату в бюджет неиспользованного остатка целевой субсидии, потребность в котором отсутствует

(2 000 000 – 1 800 000) руб.

5 401 40 162

5 303 05 731

200 000

При возврате неиспользованного остатка целевой субсидии

Перечислен в бюджет неиспользованный остаток целевой субсидии

5 303 05 831

5 201 11 610

Забалансовый счет 18

(АГВИ 610, подстатья 610 КОСГУ)

200 000

 

На основании заключенного с учредителем соглашения бюджетному учреждению образования предоставлена целевая субсидия на приобретение объектов основных средств, относящихся к особо ценному движимому имуществу. Каков порядок учета объектов ОЦДИ, которые приобретены учреждением за счет средств целевой субсидии?

 

В соответствии с разъяснениями, доведенными в Письме Минфина России от 18.09.2012 № 02‑06‑07/3798[7], объекты основных средств, приобретенных образовательным учреждением за счет средств целевой субсидии, подлежат переводу с КФО 5 на КФО 4. При этом в бухгалтерском учете бюджетного учреждения образования формируются следующие записи:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Обоснование

Начислены доходы будущих периодов в виде целевой субсидии на приобретение объектов ОЦДИ на основании соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

Пункты 93, 158 Инструкции № 174н

Целевая субсидия поступила на лицевой счет учреждения

5 201 11 510

Забалансовый счет 17

(подстатья 162 КОСГУ)

5 205 62 661

Пункт 72 Инструкции
№ 174н, Письмо Минфина России от 29.04.2019 № 02‑07‑10/31748*

Отражена поставка объектов ОЦДИ – вложений в объекты основных средств на основании товаросопроводительных документов (товарная накладная, акт приема-передачи)

5 106 21 310

5 302 31 73х

Пункты 51, 131 Инструкции № 174н

Оплачены поставщику поставленные объекты ОЦДИ

5 302 31 83х

5 201 11 610

Забалансовый счет 18

(подстатья 310 КОСГУ)

Пункт 73 Инструкции
№ 174н, п. 367 Инструкции № 157н**

Доходы будущих периодов отнесены на доходы текущего финансового года в соответствии с отчетом о целевом использовании субсидии

5 401 40 162

5 401 10 162

Пункты 150, 158 Инструкции № 174н

Суммы вложений в объекты ОЦДИ перенесены для дальнейшего учета за счет средств субсидии на выполнение государственного задания:

 

 

 

по КФО 5

5 304 06 832

5 106 21 410

Пункт 147 Инструкции № 174н, п. 2.2.4 разд. II приложения к Письму Минфина России № 02‑06‑07/3798

по КФО 4

4 106 21 310

4 304 06 732

Пункт 146 Инструкции № 174н, п. 2.2.4 разд. II приложения к Письму Минфина России № 02‑06‑07/3798

Приняты к учету в составе ОЦДИ объекты основных средств по КВФО 4

4 101 2х 310

4 106 21 310

Пункт 9 Инструкции № 174н

Отражены расчеты с учредителем в сумме балансовой стоимости ОЦДИ

4 401 10 172

4 210 06 661

Пункт 116 Инструкции № 174н

 

* «Об отражении в бухучете бюджетных учреждений субсидий на иные цели, доходов по грантам и иным безвозмездным поступлениям, общехозяйственных расходов, а также о начислении НДС».

** Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

 

* * * 

 

В заключение отметим, что автономные образовательные учреждения, так же как и бюджетные учреждения образования, вправе использовать в текущем финансовом году неизрасходованные остатки целевых субсидий исключительно на цели, определенные при предоставлении субсидии, и на основании соответствующего решения учредителя (п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях»[8]).

 

[1] «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели».

[2] «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

[3] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

[4] «О составлении отчетности при преобразовании муниципальных образований; о формировании показателей по счетам 140141000 и 140149000; об учете требований учредителя по возврату средств целевых субсидий».

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

[6] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ.

[7] «Об отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом».

[8] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2023 год

Специальные предложения Аюдар Инфо