Зачастую нормы НК РФ, имеющие обобщенные формулировки, вызывают дополнительные вопросы у налогоплательщиков. Такая ситуация имеет место и с нормой, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, которая связана с исчислением и уплатой транспортного налога. При этом она непосредственно касается сельскохозяйственных товаропроизводителей. Давайте разбираться…
Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
При этом согласно пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельхозпроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Из приведенной нормы следует, что условия отнесения транспортных средств к объектам, которые не облагаются транспортным налогом, следующие:
– вид транспортного средства – тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания);
– регистрация транспортного средства на сельхозпроизводителей;
– использование транспортных средств при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
В данном случае понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» может быть определено следующими нормами:
– пункт 2 ст. 346.2 НК РФ;
– статья 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193‑ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
– пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Поскольку понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в целях гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ отсутствует, для его определения следует руководствоваться понятиями других отраслей законодательства РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
В Письме Минфина России от 17.07.2020 № 03‑05‑05‑01/62326 сказано, что основными критериями непризнания объектом налогообложения вышеназванных транспортных средств являются соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства», и использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу.
На практике повышенное внимание вызывает термин «специальные автомашины», несмотря на то что оно расшифровано в скобках: молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.
Специальные автомашины
Письмом ФНС России от 16.01.2023 № БС-4-21/282@ «Об определении понятия «специальные автомашины» в целях применения подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации» до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих исчисление транспортного налога, доведены разъяснения, которые дал Минфин в Письме от 16.01.2023 № 03‑05‑04‑04/1954. Непосредственно рассмотрен вопрос об отнесении специальных автомашин, перечисленных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, к самоходным машинам.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 297‑ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» (далее – Федеральный закон № 297‑ФЗ) к самоходным машинам относятся тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, является Минсельхоз (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450).
По мнению Минсельхоза (Письмо от 12.01.2023 № АР-19-18/344), термины «молоковозы», «скотовозы», «специальные машины для перевозки птицы», «машины ветеринарной помощи», «машины технического обслуживания», содержащиеся в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не относятся к понятию «самоходные машины», установленному Федеральным законом № 297‑ФЗ.
Вместе с тем машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, с точки зрения Минсельхоза, могут быть отнесены к самоходным машинам при условии наличия оформленного в установленном порядке паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники) и выполнения указанными машинами основных и (или) дополнительных функций, предусмотренных их конструкцией, по внесению минеральных удобрений.
При этом отсутствие в документах, идентифицирующих вышеназванные самоходные машины, указания на то, что они являются специальными автомашинами или на назначение использования, не может являться основанием для лишения налогоплательщика – сельскохозяйственного товаропроизводителя права на исключение из объектов обложения транспортным налогом соответствующих транспортных средств.
Таким образом, к самоходным машинам из числа специальных автомашин, перечисленных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, относятся машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, подлежащие государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 297‑ФЗ.
При этом Минфин сообщает, что вопрос о внесении изменений в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ в целях приведения его в соответствие с законодательством РФ о государственной регистрации транспортных средств будет рассмотрен в рамках работы по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.
Поскольку представители ФНС и Минфина не в первый раз дают разъяснения по рассматриваемому вопросу, напомним их предыдущие комментарии.
Так, в Письме Минфина России от 11.03.2021 № 03‑05‑06‑04/
17178 было однозначно сказано, что специальная автомашина, имеющая тип транспортного средства «специальная автоцистерна», используемая для заправки сельскохозяйственной техники, не относится к специальным автомашинам технического обслуживания и положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.
Что касается опрыскивателей, то согласно информации, размещенной на официальном сайте компании John Deere, опрыскиватели John Deere 4930[1] и John Deere 4940[2] можно использовать для внесения сухих удобрений и извести путем разбрасывания в случае установки на них сменного дополнительного оборудования (Письмо Минсельхоза России от 11.09.2018 № 19/3791). Указанные машины предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ. Таким образом, в случае использования опрыскивателей для внесения минеральных удобрений общество вправе применить пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.10.2020 № 03‑05‑05‑04/91243).
В ряде писем ФНС и Минфина было высказано следующее мнение: код типа автомототранспортного средства (в том числе для специальных автомашин) включается в состав сведений, передаваемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию автомототранспортных средств, в соответствии с п. 4, 11, 13 ст. 85 НК РФ и Приказом ФНС России от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение № 8 приказа ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@».
В свою очередь, указанные сведения вносятся в базовые государственные информационные ресурсы (реестры) органов, осуществляющих государственную регистрацию автомототранспортных средств, а также в документы, идентифицирующие транспортное средство, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 283‑ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, в том случае если документально подтвержденный тип используемой при сельскохозяйственных работах автомашины не относится к специальным, положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на него не распространяются (письма ФНС России от 09.09.2020 № БС-4-21/14602@, от 25.08.2020 № АБ-4-21/13677@, Минфина России от 04.09.2020 № 03‑05‑05‑04/77615).
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 10.12.2013 № 03‑05‑06‑04/54111, доведенном до налоговых органов Письмом ФНС России от 13.04.2020 № БС-4-21/6184@ «О формировании на налоговый период 2020 года картотеки идентификационных данных о транспортных средствах организаций, не признаваемых объектами налогообложения».
Определение транспортных средств организаций, не являющихся объектами обложения
транспортным налогом
Как уже сказано выше, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельхозпроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
В отличие от изложенного, п. 3 ст. 361.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на льготы по налогу, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы.
В заявление вносятся сведения об объектах налогообложения, по которым заявлена налоговая льгота (п. 16, 17 приложения 2 к Приказу ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@[3]).
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, в которых указываются объекты налогообложения (абз. 7 п. 3 ст. 361.1 НК РФ).
Таким образом, правила оформления и представления заявления, а также порядок его рассмотрения не распространяются на сведения о транспортных средствах, не являющихся объектами налого-
обложения (Письмо ФНС России от 30.01.2023 № БС-3-21/1094@).
По мнению ФНС, с учетом п. 1 ст. 38 и абз. 2 п. 1 ст. 362 НК РФ определение транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения, осуществляется участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, самостоятельно в целях исполнения ими обязанности по исчислению налога либо выявления установленных законодательством о налогах и сборах оснований, освобождающих от уплаты налога.
Таким образом, если сельхозпроизводитель имеет транспортное средство, которое не является объектом обложения транспортным налогом на основании пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, никаких заявлений представлять в налоговый орган не нужно.
В очередной раз контролирующие органы высказали свое мнение об отнесении специальных автомашин, перечисленных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, к самоходным машинам, то есть не являющимся объектами обложения транспортным налогом.
При этом, по мнению Минсельхоза, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений могут быть отнесены к самоходным машинам при условии наличия оформленного в установленном порядке паспорта самоходных машин и других видов техники (электронного паспорта самоходных машин и других видов техники) и выполнения указанными машинами основных и (или) дополнительных функций, предусмотренных их конструкцией, по внесению минеральных удобрений.
С данным выводом согласились и представители ФНС и Минфина: к самоходным машинам из числа специальных автомашин, перечисленных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, относятся машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, подлежащие государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 297‑ФЗ.
Кроме того, контролеры сделали следующий важный вывод: отсутствие в документах, идентифицирующих вышеназванные самоходные машины, указания на то, что они являются специальными автомашинами, или на назначение использования, не может являться основанием для лишения налогоплательщика – сельскохозяйственного товаропроизводителя права на исключение из объектов обложения транспортным налогом соответствующих транспортных средств.
И еще одна важная информация была дана в рассмотренном документе: вопрос о внесении изменений в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ в целях приведения его в соответствие с законодательством РФ о государственной регистрации транспортных средств будет рассмотрен в рамках работы по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.
[1] См. по ссылке: https://www.deere.ru/ru_RU/docs/product/equipment/sprayers/self_propelled_sprayers/brochure/ sp_sprayers.pdf.
[2] См. по ссылке: https://www.deere.ru/ru_ RU/docs/product/equipment/sprayers/self_propelled_sprayers/brochure/ YY1214721_RUS_scr.pdf.
[3] «Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме».
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.