В 2022 году автономные учреждения при составлении отчетности руководствуются положениями Инструкции № 33н[1]. В дополнение к ней Минфин и Федеральное казначейство привели разъяснения по заполнению форм бухгалтерской отчетности. В статье рассмотрим отдельные указания.
В силу норм Инструкции № 33н в состав квартальной отчетности автономных учреждений включены следующие формы:
Название формы |
Основание |
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (составляется на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года – в части определения взаимосвязанных показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций по исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения) |
Пункт 23 |
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) |
Пункт 34 |
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (составляется на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным) |
Пункт 46 |
Отчет, содержащий данные о принятии и исполнении учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (ф. 0503738‑НП) (составляется ежемесячно) |
Пункт 47.1 |
Отчет о движении денежных средств учреждения (составляется на 1 июля) |
Пункт 55.1 |
Пояснительная записка к балансу учреждения, в том числе: – текстовая часть; – сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766) (за исключением отчетности на 1 апреля текущего отчетного года); – сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (за исключением отчетности на 1 апреля текущего отчетного года); – сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779); – сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295) |
Пункт 57 |
Также в состав отчетности могут включаться иные сведения, предусмотренные для представления учредителем, финансовым органом.
Особенности раскрытия информации при составлении квартальной отчетности в 2022 году приведены в совместных письмах Минфина и Федерального казначейства:
– от 06.04.2022 № 02‑06‑07/29938 / 07‑04‑05/02-8205 «О дополнительных критериях раскрытия информации при составлении и представлении в 2022 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов и сроках представления такой отчетности» (далее – Письмо № 02‑06‑07/29938 / 07‑04‑05/02-8205);
– от 06.04.2022 № 02‑06‑07/29936 / 07‑04‑05/02-8204 «О дополнительных критериях раскрытия информации при составлении и представлении в 2022 году месячной и квартальной консолидированной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета» (далее – Письмо № 02‑06‑07/29936 / 07‑04‑05/02-8204).
В них чиновники обратили внимание, что раскрытие данных в бухгалтерской отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации РФ с учетом:
– Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденных Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н);
– кодов (перечней кодов) бюджетной классификации РФ на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), утвержденных Приказом Минфина России от 08.06.2021 № 75н (далее – Приказ № 75н);
– Порядка применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н);
– таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году[2];
– сопоставительной таблицы кодов бюджетной классификации, применяемых в 2021 году, к кодам бюджетной классификации, применяемым в 2022 году (далее – сопоставительная таблица)[3];
– таблицы соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов
(СГФ-2014), применяемой с 1 января 2021 года[4].
В Письме № 02‑06‑07/29936 / 07‑04‑05/02-8204 акцентировано внимание на формировании исходящих остатков. Отмечено, что исходящие остатки по счетам бухгалтерского учета (по состоянию на 1 января 2022 года), по которым уточняется номер счета рабочего плана счетов на 2022 год вследствие изменений бюджетной классификации РФ (в соответствии с Приказом № 75н), переносятся[5] на соответствующие счета учета, содержащие код (составные части кода) бюджетной классификации, применяемой с 2022 года. Перенос осуществляется операциями межотчетного периода (при формировании входящих остатков на 2022 год), в том числе на основании сопоставительной таблицы.
При раскрытии информации при составлении и представлении в 2022 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений должны быть учтены дополнительные критерии, приведенные в Письме № 02‑06‑07/29936 / 07‑04‑05/02-8204.
Отметим, что критериев, затрагивающих отчетные формы бюджетных учреждений, немного. Они изложены в разд. II Письма № 02‑06‑07/29936 / 07‑04‑05/02-8204. Приведем их ниже.
При отражении в данном отчете показателей по некассовым операциям дополнительная информация (пояснения) раскрывается учреждением в разд. 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).
Показатели разделов «Доходы», «Расходы», «Источники финансирования дефицита средств», в том числе плановые назначения, отражаются в отчете (ф. 0503737) по действующей бюджетной классификации РФ согласно Порядку № 85н и Приказу № 75н. Представление отчета (ф. 0503737) по не действующим на отчетную дату кодам бюджетной классификации РФ недопустимо.
При формировании графы 4 сведений (ф. 0503766) федеральными бюджетными учреждениями указываются коды целей в соответствии с перечнем кодов целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным учреждениям, приведенным в приложении 2 к Порядку санкционирования расходов, утвержденному Приказом Минфина России от 13.12.2017 № 226н.
В разделе 1 «Доходы учреждения» и в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» сведений (ф. 0503766) отражаются детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию на 1 июля и 1 октября 2022 года соответственно не превышало 45 %, 70 % от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом показатели графы 8 разд. 1 и 3 не заполняются, при необходимости пояснения указываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).
Показатели разд. 1 «Доходы учреждения», 2 «Расходы учреждения», 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения», в том числе плановые назначения, отражаются в сведениях (ф. 0503766) по действующей бюджетной классификации РФ согласно Порядку № 85н и Приказу № 75н. Представление сведений (ф. 0503766) по не действующим на отчетную дату кодам бюджетной классификации РФ недопустимо.
Информация в сведениях (ф. 0503769) в 2022 году отражается с учетом положений п. 2.1.5 Письма № 02‑06‑07/29936 / 07‑04‑05/02-8204, а также следующих особенностей.
При формировании номера счета в графе 1 разд. 1 сведений (ф. 0503769) в 5–14‑м разрядах номера счета отражаются нули. Исключение – отражение объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.
В графе 1 сведений (ф. 0503769) указываются номера соответствующих аналитических счетов, содержащие:
– в 1–4‑м, 15–17‑м разрядах соответственно действующие коды раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, аналитической группы подвида доходов бюджетов (коды вида расходов, аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов) согласно Порядку № 85н, Приказу № 75н;
– в 24–26‑м разрядах – действующие коды КОСГУ согласно Порядку № 209н.
Представление сведений (ф. 0503769) с указанием не действующих на отчетную дату кодов бюджетной классификации РФ недопустимо.
Раздел 2 сведений (ф. 0503769) заполняется в разрезе кодов счетов бюджетного учета и годов образования задолженности по показателям в размере 10 млн руб. и более. При этом информация в разрезе дебиторов/кредиторов (показатели граф 5–8) при представлении сводных сведений (ф. 0503769) в отчетности на 1 июля и 1 октября 2022 года не раскрывается.
В дополнение к вышесказанному отметим, что в п. 4 Письма № 02‑06‑07/29938 / 07‑04‑05/02-8205 рекомендовано при отражении в сведениях (ф. 0503769) информации о дебиторской и кредиторской задолженности, образовавшейся в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) в 1–17‑м разрядах номера счета отражать коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов РФ в структуре XX XX 000 XX XXXXX XXX.
При наличии остатков на банковских счетах, открытых учреждению в кредитной организации, в отношении которой Банком России было принято решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, дополнительная информация по наименованию кредитной организации и суммы денежных средств, отнесенной на счет 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» при отзыве лицензии на осуществление банковских операций, раскрывается в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760). При этом указанная информация в сведениях (ф. 0503779) не раскрывается.
Показатель по счетам 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» отражается в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) в структуре 00000000000000000000.
Раскрытие информации в сводном отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) осуществляется без дополнительной детализации по аналитическим кодам выбытий в графе 6 разд. 4 «Аналитическая информация по выбытиям» отчета (п. 5 Письма № 02‑06‑07/29938 / 07‑04‑05/02-8205).
При заполнении форм бухгалтерской отчетности необходимо учесть, что показатели справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725), отчета (ф. 0503723), отчета (ф. 0503738), отчета (ф. 0503738-НП) отражаются в указанных отчетах по действующей бюджетной классификации РФ согласно Порядку № 85н, Приказу № 75н, Порядку № 209н. Представление указанных отчетов по не действующим на отчетную дату кодам бюджетной классификации РФ недопустимо.
[1] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
[2] Размещена на официальном сайте Минфина в разделе «Бюджет / Бюджетная классификация Российской Федерации / Методический кабинет».
[3] Размещена на официальном сайте Минфина в разделе «Бюджет / Бюджетная классификация Российской Федерации / Методический кабинет».
[4] Размещена на официальном сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Бюджет / Статистика государственных финансов Российской Федерации / Методические материалы для формирования информации по статистике государственных финансов / 2021 год».
[5] Пункт 1.2 Письма Минфина России от 30.12.2021 № 02‑06‑07/108267 «О раскрытии информации в сведениях об изменении остатков валюты баланса при составлении и представлении бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2021 год».
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.