В течение 2023 года (и позже) субъекты РФ могут узаконить в своем регионе применение ИНВ по расходам на программы для ЭВМ.
Могут ли организации воспользоваться данной преференцией уже в текущем году? Или возможность ее применения станет доступной им лишь со следующего, 2024 года? Что по этому поводу говорят чиновники?
ИНВ применяется при наличии в субъекте РФ соответствующего закона
Согласно п. 1 ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ в порядке, предусмотренном этой статьей, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, исчисленные им в соответствии с нормами ст. 286 и 288 НК РФ с применением налоговой ставки, закрепленной в п. 1 ст. 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на инвестиционный налоговый вычет.
Таким образом, организации вправе применить ИНВ по налогу на прибыль, если в субъекте РФ принят соответствующий закон. При применении этого вычета организации уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа), который зачисляется в бюджет субъекта РФ, на некоторые расходы текущего периода.
Среди них расходы, связанные с приобретением ОС (пп. 1, 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ):
– до 90 % расходов на приобретение и создание основного средства, включая затраты, формирующие первоначальную стоимость основного средства (расходы на доставку и доведение ОС до состояния, пригодного для использования, перечисленные в абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ);
– до 90 % расходов на капитальные затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов ОС (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Субъекты РФ вправе установить ИНВ по расходам на программы для ЭВМ
В соответствии с пп. 19 п. 6 ст. 286.1 НК РФ субъекты РФ с 2023 года вправе установить ИНВ по расходам на программы для ЭВМ.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в данный ИНВ входит не более 100 % суммы расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, не учитываемой при формировании первоначальной стоимости соответствующих НМА (при наличии исключительных прав) и объектов ОС, а также суммы расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты ОС.
Вычет по названным в пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ расходам применяется:
– согласно п. 4 ст. 286.1 НК РФ – к программам для ЭВМ и базам данных и (или) объектам ОС по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, которые осуществили соответствующие расходы, с учетом положений п. 6 данной статьи;
– согласно п. 5 ст. 286.1 НК РФ – к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором налогоплательщику переданы результаты выполненных работ (оказаны услуги), направленные на обеспечение функционирования соответствующих программ для ЭВМ и баз данных и (или) объектов основных средств, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений п. 9 данной статьи.
Субъекты РФ вправе установить (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):
– предельный размер расходов по программам на ЭВМ, поименованных в пп. 7 п. 2, учитываемых при определении ИНВ (пп. 20);
– категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение вычета по расходам на программы для ЭВМ (пп. 21);
– категории объектов ОС, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) категории программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в целях функционирования которых налогоплательщик несет расходы, обозначенные в пп. 7 п. 2, в отношении которых ему предоставляется (не предоставляется) право на применение вычета по расходам на программы для ЭВМ (пп. 22).
Таким образом, в 2023 году субъекты РФ могут принять нормативные акты по установлению в регионе ИНВ по расходам на программы для ЭВМ.
Могут ли организации воспользоваться правом на применение указанного ИНВ уже в текущем году? Или возможность применения данной преференции станет доступной им лишь с 2024 года? Ответы на эти вопросы чиновники Минфина дали в недавнем Письме от 06.02.2023 № 03‑03‑05/9241.
Условия применения налогоплательщиком ИНВ по расходам на программы для ЭВМ задним числом
Суть разъяснений финансистов в вышеназванном письме такова.
На основании п. 1 и 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования, а также могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Поэтому принятие субъектом РФ в течение 2023 года закона, устанавливающего право на применение ИНВ в отношении расходов на программы ЭВМ (пп. 7 п. 2, пп. 19–22 ст. 286.1 НК РФ), предусматривающего распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2023, согласуется с положениями НК РФ.
Из пункта 8 ст. 286.1 НК РФ следует, что решение об использовании права на применение ИНВ отражается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Соответственно, использование (отказ от использования) данного права допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение ИНВ по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта РФ.
Вместе с тем согласно ст. 313 НК РФ изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В этой связи Минфин в Письме № 03‑03‑05/9241 пришел к выводу, что при принятии субъектом РФ в течение 2023 года вышеупомянутого закона, которым устанавливается распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2023, налогоплательщики вправе внести изменения в учетную политику для целей налогообложения на 2023 год с момента вступления в силу данного закона, предусмотрев положение о применении соответствующих норм законодательства о налогах и сборах с 01.01.2023.
Остается добавить, что такой же подход должен применяться в случае принятия субъектом РФ в 2023 году нормативного акта по введению в регионе ИНВ по расходам на имущество, переданное образовательным организациям (пп. 9 п. 2, пп. 24 п. 6 ст. 286.1 НК РФ), поскольку полномочия по установлению данного ИНВ появились у субъектов РФ тоже только в текущем году.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.