Вернуться к списку журналов

Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством

Автор: Соколова О., эксперт журнала

Федеральное казначейство представило обзоры недостатков и нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. В статье рассмотрим нарушения, обнаруженные Федеральным казначейством при расходовании бюджетных средств учреждениями спорта, при ведении бюджетными (автономными) учреждениями бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности, а также допущенные при планировании и осуществлении государственных закупок.

 

Федеральное казначейство опубликовало обзоры недостатков и нарушений, выявленных в ходе контроля в финансово-бюджетной сфере во втором полугодии 2021 года:

– в субъектах РФ[1];

– в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета (далее – ГРБС), распорядителей, получателей средств федерального бюджета (далее – ПБС, заказчики)[2].

 

Ошибки расходования средств учреждениями спорта

 

При проведении контрольных мероприятий расходования бюджетных средств учреждениями спорта Федеральным казначейством выявлена оплата расходов, не соответствующих Перечню спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»[3] и условиям соглашений о предоставлении субсидий. Пример таких расходов – закупка песка кварцевого фракционированного, демонтаж старого покрытия с максимально возможным вычесыванием наполнителя и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсевов щебня, демонтаж ворот, разборка бетонных фундаментов и др.

Указанные расходы произведены в нарушение норм, установленных:

– пунктом 3 ст. 132 БК РФ;

– подпунктом «в» п. 1, п. 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ[4];

– соглашениями о предоставлении субсидий получателями средств бюджетов субъектов РФ.

Кроме того, Федеральным казначейством обнаружено использование учреждениями спорта средств субсидии на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно: за счет средств субсидии, предоставленной на поставку спортивного оборудования, оплачены строительно-монтажные работы на спортивных площадках, что является нарушением:

– пункта 3 ст. 132 БК РФ;

– подпункта «и» п. 2 Правил предоставления субсидий в рамках реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография»[5].

Федеральным казначейством также выявлено нецелевое использование ГРБС средств субсидии, выделенной на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние. Средства субсидии были выделены из федерального бюджета организации, которая не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва.

 

Ошибки в бухгалтерском учете

 

При проведении контрольных мероприятий в отношении организаций бюджетной сферы Федеральным казначейством выявлены нарушения правил ведения бухгалтерского учета, установленные БК РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете»[6], федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Инструкцией № 157н[7].

 

Забалансовый учет банковских гарантий

 

Системное нарушение правил ведения бухгалтерского учета выразилось в том, что банковские гарантии, полученные в целях обеспечения исполнения контрактов, не отражались в бухгалтерском учете на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», п. 351 Инструкции № 157н).

Первичные документы, принимаемые к бухгалтерскому учету

В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ПБС систематически принимаются к бухгалтерскому учету первичные учетные документы, которыми оформлены не имевшие место факты хозяйственной жизни, содержащие:

– объемы и материалы, не соответствующие фактическим объемам и примененным материалам;

– фактически не выполненные объемы работ, непоставленное оборудование.

 

Момент отражения факта хозяйственной жизни
в бухгалтерском учете

 

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», абз. 25 п. 11 Инструкции № 157н установлено, что записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа на основании как отдельных документов, так и группы однородных документов.

Федеральным казначейством выявлено, что в нарушение указанной нормы ПБС допускалось несвоевременное отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций), не приведших к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности (от 1 дня до 120 дней).

 

Ошибки в бухгалтерской отчетности

 

В ходе контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере Федеральным казначейством выявлены системные и систематические нарушения, допускаемые ПБС при составлении и представлении бюджетной отчетности.

Системным нарушением является составление бюджетной отчетности ПБС не на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, что не соответствует следующим нормам бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о бухгалтерском учете:

– пункт 2 ст. 264.1 БК РФ;

– пункт 2 ст. 1, п. 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– пункт 3 Инструкции № 157н;

– СГС «Концептуальные основы»[8].

Указанное нарушение приводит к искажению (занижению, завышению) показателей отчетных форм учреждений бюджетной сферы.

Например, показатели в графах 5, 7 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769) (вид задолженности – дебиторская) меньше, чем сумма оборотов, отраженных в главной книге.

 

Ошибки формирования учетной политики

 

Федеральным казначейством установлено, что применяемая ПБС учетная политика сформирована до вступления в силу федеральных стандартов и не учитывает их требования по ведению бюджетного учета и передачу полномочий.

В результате учетной политикой не определены:

– порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

– правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

– порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля).

Также Федеральным казначейством выявлены факты отсутствия учетной политики на официальных сайтах учреждений в сети «Интернет».

Кроме того, положением об учетной политике ПБС не преду­смотрены порядок формирования резервов, методы оценки обязательств, дата признания в бухгалтерском учете, что является нарушением:

– пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– подпункта «а» п. 9 СГС «Учетная политика»[9];

– абзаца 11 п. 302.1 Инструкции № 157н.

Нарушения при планировании
и осуществлении закупок

При проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере Федеральное казначейство выявило нарушение правил осуществления государственных закупок, установленных Федеральным законом № 44‑ФЗ[10] и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности:

 

Нарушение

Нормы законодательства

Неправомерно приняты и оплачены подрядной организации:

Пункт 1 ст. 72 БК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п. 1 ст. 711, п. 1 ст. 720 ГК РФ, пп. 1, 2 п. 1, п. 7 ст. 94 Федерального закона № 44‑ФЗ

– работы, не подтвержденные исполнительной документацией, на объекте капитального строительства

– фактически не смонтированное оборудование на объектах капитального строительства

– строительные материалы по завышенной стоимости на объектах капстроительства

 

* * *

 

При подготовке к формированию бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений спорта за 9 месяцев 2022 года рекомендуем провести проверку данных бухгалтерского учета с целью недопущения недостатков и нарушений, выявляемых Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий расходования бюджетных средств, соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, осуществления государственных закупок и представления бухгалтерской отчетности.

 

[1] Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2021 года, доведен Письмом Федерального казначейства от 31.05.2022 № 07‑04‑05/21–13265.

[2] Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами во 2 полугодии 2021 года (roskazna.gov.ru/upload/iblock/bb8/Obzor-GRBS.pdf).

[3] Утвержден Приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 100.

[4] Приложение 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 302.

[5] Приложение 6 к федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 30.

[6] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402‑ФЗ.

[7] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

[8] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

[9] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2022 год

Специальные предложения Аюдар Инфо