Требования к составлению отчета о результатах деятельности учреждения и использовании закрепленного за ним имущества снова доработаны. Законодатели добавили в отчет еще две объемные формы. Правда, применять эти новшества потребуется уже при заполнении отчета за 2023 год.
В 2023 году учреждения впервые подавали отчеты о результатах деятельности и использовании имущества, применяя Общие требования № 171н[1]. Между тем нормативный акт дополнялся уже дважды. Сначала добавились формы самого отчета, а также сведений об имуществе (за исключением земельных участков), переданном в аренду (Приказ Минфина России от 08.11.2022 № 159н), – эти требования учреждения успели учесть при формировании отчетов за 2022 год. Затем Приказом Минфина России от 31.01.2023 № 10н (далее – Приказ № 10н) были введены еще две формы. Но поскольку по общему правилу учреждения должны подавать отчеты органу-учредителю до 1 марта года, следующего за отчетным, подавляющее большинство учреждений новые формы в свои отчеты не включали. Это предстоит сделать уже по итогам 2023 года.
Рассмотрим последние поправки Общих требований № 171н.
Новые формы отчета
Изменения коснулись разд. 1 «Результаты деятельности». В нем теперь надо отражать еще два вида сведений:
1) о поступлениях и выплатах (эти таблицы заполняются бюджетными и автономными учреждениями);
2) о кредиторской задолженности и отложенных обязательствах.
Согласно п. 13(1) Общих требований № 171н информация о поступлениях формируется с учетом объема:
Сведения об объеме поступлений приводятся как за отчетный финансовый год, так и за год, предшествующий отчетному. Понадобится и аналитическая информация: указание по каждому виду поступлений динамики изменений, произошедших за год, и процентной доли каждого поступления в общей сумме.
В свою очередь, при формировании информации о выплатах учитываются объемы расходов:
Сведения о выплатах указываются только за отчетный финансовый год. Но здесь вводится иная детализация: все виды выплат нужно «разбивать» по источникам финансового обеспечения и определять процентную долю, приходящуюся на тот или иной источник, в общей сумме по каждой выплате.
Отметим, что учреждения и раньше вносили в отчет о результатах деятельности сведения о поступлениях и выплатах. Этого требовал Приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н, который с 2023 года утратил силу. Первоначальная редакция Общих требований № 171н раскрытия сведений о поступлениях и выплатах не предусматривала (тем более что этот срез в целом соответствует детализации доходов и расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности). Однако законодатели решили вернуть данный блок информации в отчет.
Что касается сведений о кредиторской задолженности и обязательствах, в силу п. 15(1) Общих требований № 171н в этой табличной форме отражается информация об объеме:
Весь этот объем информации нужно детализировать еще и по видам задолженности: по выплате зарплаты, стипендий, пособий, перечислениям в бюджет, оплате товаров, работ, услуг, а также по оплате прочих расходов.
Когда применять новые формы?
Приказ № 10н начал действовать 18 марта 2023 года. Однако для всех учреждений закреплен единый срок подачи отчета о результатах деятельности и об использовании имущества – до 1 марта года, следующего за отчетным, или первого рабочего дня, следующего за указанной датой (п. 30 Общих требований № 171н). Точную дату определяют в своих порядках органы-учредители, но она не должна наступать позднее, чем это установил федеральный законодатель. А значит, на момент вступления в силу Приказа № 10н отчеты за 2022 год уже были сданы.
Кроме того, учреждения при работе с отчетом о результатах деятельности руководствуются порядками, утвержденными органами-учредителями. Поэтому последние сначала должны отразить в своих нормативных правовых актах новшества, введенные федеральным законодателем, чтобы потом новые нормы могли использовать учреждения. А на это тоже требуется время.
Таким образом, две рассмотренные формы учреждениям надо будет заполнять начиная с отчетов за 2023 год. Но возможность более раннего применения дополнительных таблиц все же не исключается. Если орган-учредитель успел провести на своем уровне необходимую нормотворческую работу (внес изменения в действующий порядок), новые таблицы могут формироваться в следующих случаях.
В любом случае учреждениям надо опираться на действующий порядок составления отчета и указания органа-учредителя.
[1] Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утв. Приказом Минфина России от 02.11.2021 № 171н.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.